НОУ детский дом «Пансион семейного воспитания»

Главная » Статьи » НОУ детский дом «Пансион семейного воспитания»

Пансион создан в 1998 году в Москве и осуществляет свою деятельность в соответствии с традициями российского меценатства и благотворительности, где содержание и воспитание детей осуществляется за счет средств отечественных предпринимателей и общественных деятелей.

Специально для нашего Пансиона семейного воспитания была разработана «Модель воспитания» (далее в тексте «Модель»). Первоначально она базировалась:

  • во-первых, на использовании зарубежного опыта педагогической модели защиты сиротства, в том числе австрийского педагога Германа Гмайнера — создателя системы детских деревень (SOS — Киндердорф) для детей-сирот с учетом российского менталитета, отечественной культуры и национального этноса;
  • во-вторых, на действующих нормативно-правовых актах, регламентирующих деятельность образовательных учреждений по социальной защите и охране прав детей в Российской Федерации и г. Москве.

 

Теперь мы с уверенностью можем сказать, что мы ушли далеко вперед по сравнению с первоначальным вариантом «Модели». Теперь она максимально приближена к реалиям российской жизни, а так же накоплен уникальный опыт работы в подобном заведении, опыт набора персонала и детей для Пансионов. Хотя некоторые основные принципы «Модели» остались неизменными:

 

Пансион — это объединение индивидуальных помещений, занимаемых отдельной семьей, в которых проживают воспитанники и работают воспитатели, под одной крышей.

 

Семья — это разновозрастная группа воспитанников (преимущественно братьев и сестер) до 7-9 детей и мама-воспитательница, выступающая в роли главы семьи. Принимая ребенка в наши Пансионы, мы стараемся, по возможности, найти его братьев и сестер, которые чаще всего находятся в других детских домах, чтобы не утрачивались родственные связи.

 

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в Пансионах обеспечивается воспитание, максимально приближенное к семейному.

В отличие от государственных детских домов, в наших Пансионах есть человек персонально ответственный за жизнь, здоровье и развитие ребенка — это мама-воспитательница. Она, как правило:

  • незамужняя женщина, у которой нет своих детей или уже взрослые дети;
  • в настоящее время не имеет семьи;
  • согласна соединить профессию с образом жизни и живет с детьми, потерявшими родителей.

 

Задача мамы-воспитательницы, выступающей в роли матери, воспитать доверенных ей детей для адаптации в обществе и уверенного вступления во взрослую, самостоятельную жизнь. Она определяет стратегию воспитания детей в своей семье. В остальном дети живут обычной жизнью. Во главе семьи её стоит обычная женщина, и дети, привыкнув, называют ее мамой. Отсюда весь стиль жизни, максимально приближенный к естественной семье.

 

Большое внимание в нашей «Модели» уделяется коллективному воспитанию детей, бережно учитываются российские традиции и менталитета русской православной культуры. Важной составной частью воспитания в Пансионе является создание высокого уровня культуры воспитанников, его творческому и физическому развитию. Учредители Фонда определяют уровень этой «планки». А мама-воспитательница, в соответствии с этим уровнем требований, формирует у детей чувство самостоятельности и сознание общности, одновременно деля с ними заботы и трудности. Она старается четко видеть их интересы и устремления и с помощью всей семьи способствует развитию у детей необходимых умений, способностей и дарований. Весьма важной задачей матери является умение личным примером формировать у детей те положительные черты характера, которые помогут им разумно распорядятся собственной жизнью и стать полезными членами общества.

 

Мама-воспитательница участвует в выборе детей для помещения в ее семью и имеет решающий голос при определении дальнейшей судьбы ее выросшего ребенка (профессия, учеба и т.д.)

Мама-воспитательница обеспечивает полноценное питание и соблюдение гигиенических условий содержания детей. При полной обеспеченности — в квартире имеется современная бытовая техника — приготовление пищи, стирку и уборку осуществляет сама семья.

Должности матери-воспитательницы и тети (женщина, чьей должностной обязанностью является временная замена мамы-воспитательницы) предусматривают предварительное практическое и теоретическое обучение. До момента набора детей в их собственные семьи они работают в действующем Пансионе, чтобы получить практические навыки. В этот период своей работы с ними проводится теоретическая подготовка на специальных курсах и после их успешного окончания с ними заключается договор о приеме на работу.

 

Еще одна особенность наших Пансионов — дети обучаются в обычных массовых общеобразовательных школах и детских садах своего микрорайона. Помимо этого, в Доме, в качестве дополнительного образования, действуют кружки: компьютерный, рукоделия, домашний театр, изостудия, хоровая студия и т.д., в зависимости от конкретного Пансиона этот набор может существенно отличаться. В помощь детям в Пансион приходят репетиторы по различным предметам. Для нуждающихся детей привлекаются специалисты: психологи, педагоги, логопед, дефектолог, педиатр, невропатолог, психоневролог и другие. В Пансионах зародились свои уникальные традиции общих праздников и мероприятий. Например, традиционные мероприятия в Пансионе семейного воспитания — 1 в Кунцево:

  • праздник «День рождения Пансиона»;
  • праздник встречи Нового года;
  • рождественский праздник;
  • Масленица;
  • 8 марта — Международный женский день;
  • Пасха;
  • музыкально-литературные вечера;
  • праздник окончания учебного года.

 

28.03.2024